Александр Вологин

Previous Entry Share Next Entry
Думы о производстве... Неоткорректированное и вообще просто мысли, которые не хочется забыть...
vologin
Бытует мнение, что в нашей стране уже давно ничего толком не делают, ибо не могут. Так как производство очень актуальная для меня тема (хоть я и не большой эксперт в этой области, но и не дилетант, просто она меня очень беспокоит), хочу поделиться своими соображениями. На мой взгляд, в них есть рациональное зерно.
Итак, то, что в Советском Союзе, а впоследствии и в России, давно ничего толкового, кроме военной техники, не делали - это факт. Проблема есть, проблему надо решать. Но прежде чем решать проблему, нужно тщательно классифицировать её составляющие. Это очень важно для решения проблемы, если мы таки решили её решать.
Моя позиция по этому вопросу - в России могут делать хорошие вещи. Даже сейчас. Взять, например, заводы по производству импортных автомобилей. Да, автомобили и комплектующие в основном импортные, оборудование в общем-то тоже импортное. Рабочие русские. Следовательно, из обобщения "в России ничего толкового не делают" можно выделить более конкретное утверждение: "В России давно ничего толкового не разрабатывают и не запускают в производство. Технологии производства (те самые заводы) у нас безнадёжно отстали". По моему личному мнению, искать корень отсталости производства следует на стадии проектирования, на стадии разработки самих изделий и технологии их производства. И если у нас будет хорошо поставлена работа конструкторов и технологов, то продукция будет вполне на уровне. Понятно, что нужны такие вещи как анализ рынка и тому подобные маркетологические штуки, однако эти вопросы я поднимать не буду, ибо не специалист. Речь сейчас не о том, что производить, а о способности производить в принципе.
Итак, разрабатываемые изделия не отличаются глубиной проработки и современностью решений, а технологии производства являются устаревшими. Думаю, что всё так и есть. В чём причина этих явлений? Думаю, причина в менеджменте. В управлении производством вообще. В стараниях сэкономить на процессе разработки. Процесс разработки стараются впихнуть в какие-то нереальные сроки, интенсифицировать труд разработчика, сэкономить на разработке вообще, использовав старые решения.
Во-первых, что касается интенсификации процесса разработки: любая разработка - это прежде всего творческая работа. Служенье муз не терпит суеты. Хотя, может, и терпит - это дело личное, проблема в другом - особенность творчества в том, что оно требует времени на проработку решений. Если хотите, то на придумывание и сравнение различных технических решений. В том числе и таких решений, которых раньше вообще не было. Потому что одну и ту же задачу можно решить несколькими разными способами, которые различаются по технической и экономической эффективности. Всё это требует времени. Попытка интенсифицировать разработку приводит к тому, что наиболее эффективные и новые решения не рассматриваются. Единственный способ интенсифицировать разработку, на мой взгляд, увеличить время работы конструктора с восьми часов в день до двенадцати или даже четырнадцати. Или в шараге запереть на пару месяцев. Плюс к этому - применение разных современных методов проектирования, моделирования и эмуляции того, что должно в итоге получиться. Для более глубокой и быстрой проработки.
Второе - экономия на разработке. Экономия, в общем-то, дело хорошее, однако нельзя забывать, что проектируется одно изделие, а затем изготавливаются тысячи его копий. Неразумная экономия при разработке этого одного изделия приводит к тому, что произведённый продукт можно отгружать на свалку. В общем-то, вопрос экономии как раз и связан с вопросом интенсификации, потому что одна из целей интенсификации - впихнуть больший результат в месячный оклад разработчика. Поэтому последствия экономии те же, что и последствия интенсификации - низкое качество разработки. Конструктор тоже человек, работает не на голом энтузиазме, а за деньги. Если на нём экономить, он будет экономить силы на работе, чтобы успеть посадить картошку на огороде или клубнику на даче. Работать по 14 часов в день без дополнительной оплаты он, скорее всего, не будет.
Что касается применения старых решений - есть такая традиция. Она, на мой взгляд, питается из того самого стремления сэкономить и интенсифицировать труд разработчика. Получается ли сэкономить на этом? Да, получается. Первое время это даёт только выигрыш. Тактический выигрыш - сэкономлены деньги. При этом в стратегическом смысле предприятие зачастую проигрывает - начинается техническое отставание. Технические решения ведь тоже не стоят на месте. Новые решения всегда таят в себе опасность ошибки, а старые решения проверены временем. Но рано или поздно старые вещи нужно выбрасывать. В производстве рано или поздно нужно переходить на новую элементную базу, на новые решения, новые архитектуры. Почему-то редкий руководитель экономит на покупке автомобиля. Казалось бы, можно купить вместо фордфокуса жигули пятой модели и сэкономить аж в три-четыре раза. Проблема в том, что сэкономишь один раз, хоть и в три раза, а ездить будешь несколько лет на жигулях. Пичалька. Кстати, опять же ИМХО, производство жигулей пятой модели и есть воплощение старых решений - это ведь экономия - не надо разрабатывать новое, выгребать ошибки и строить новые заводы. Но опыт показывает, что если ты не хочешь разрабатывать новое сейчас, то со временем ты уже просто этого не сможешь. Представьте себе, два бегуна бегут, один переходит на шаг, ибо лень бежать, мол, потом догоню. Ага, догонит, как же... Чушь. Не догонит, нагнать даже несколько секунд отставания крайне сложно... Поэтому, учитывая наше отставание, надо бегать по 14 часов в день :) В общем, я призываю к заключению всех конструкторов и технологов в шараги, с отгулами по воскресеньям :) Надеюсь, за это меня нельзя посадить :)

?

Log in